История основания и развития концерна Mitsubishi

Mitsubishi - История Mitsubishi

история основания и развития концерна mitsubishi

История Mitsubishi началась с аренды трех пароходов в 1874 году. Много лет компания безоговорочно поддерживала политику японского правительства, превратившись в одну из самых влиятельных компаний страны. После капитуляции Японии в 1945 году холдинг был раздроблен на десятки мелких компаний. Сегодня они вновь стремятся к объединению.

Строительством капитализма в Японии занимались самураи. В 1854 году американский командор Перри силой вынудил японцев подписать договор, по которому иностранные суда могли заходить в японские порты (ранее это было запрещено) и вести торговлю. Так произошло насильственное «открытие Японии».

В этих условиях группа японских чиновников пришла к выводу, что страна должна побыстрее распроститься с феодальными порядками – иначе империя не сможет противостоять агрессии западных держав и станет своего рода полуколонией. Эта группировка в 1868 году привела к власти 15-летнего императора Муцухито. Переворот вошел в историю Японии под названием «революция Мейдзи». Фактически это была буржуазная революция, хотя и с «сильным японским акцентом». После переворота феодальные сословия были упразднены, а страна взяла курс на индустриализацию. Лишенные почти всех привилегий, самураи были вынуждены поступать на государственную службу или заниматься бизнесом.

Будущий основатель концерна Mitsubishi Ятаро Ивасаки родился в бедной самурайской семье в 1835 году. Подростком он устроился в судовладельческую торговую компанию, принадлежавшую другому самурайскому клану – Тоса. Молодой самурай зарекомендовал себя хорошим менеджером. В 35 лет он арендовал у своего работодателя три парохода и создал собственную фирму, назвав ее Tsukumo.

Ивасаки сохранил самые теплые чувства к клану Тоса и даже использовал в эмблеме своей компании геральдику Тоса. Эмблема Tsukumo появилась в результате сложения двух самурайских гербов. На семейном гербе Ивасаки значились три ромба один над другим, а на гербе Тоса – дубовые листья. Ятаро Ивасаки при создании эмблемы взял дубовый лист в качестве основы композиции. Так появились три ромбика в форме трилистника. По замыслу основателя эмблема должна была символизировать три принципа компании: ответственность перед обществом, честность, а также открытость для международного сотрудничества. Однако время распорядилось так, что к честной конкуренции и открытому международному сотрудничеству компания пришла не сразу. Что же касается ответственности перед обществом, то владельцы и менеджмент корпорации долгие годы интерпретировали этот принцип сообразно самурайской идеологии.

В конце XIX века японское правительство энергично поддерживало молодые компании, которым предстояло стать основой экономики страны. Правда, на государственную поддержку могли рассчитывать лишь те компании, чья преданность правительству не вызывала сомнений. В 1874 году Ятаро продемонстрировал преданность императору, предоставив свои суда для отправки на Тайвань военного экспедиционного корпуса. Правительство отплатило Ивасаки с лихвой, передав ему по сниженным ценам несколько судов. В результате через несколько месяцев флотилия Ивасаки насчитывала уже 30 кораблей.

В 1875 году, чтобы подчеркнуть «почвенность» происхождения своей корпорации, Ятаро переименовал компанию в Mitsubishi Commercial Company (Mitsubishi по-японски означает «три алмаза» – именно их символизируют ромбы на семейном клановом гербе Ивасаки).

В интересах верноподданных корпораций правительство затеяло масштабную программу поддержки «реального сектора». Государство строило крупные и капиталоемкие предприятия (арсеналы, верфи, металлургические заводы), которые затем за бесценок сдавались в аренду или продавались наиболее перспективным торгово-промышленным компаниям. В 1880 году в Японии был принят соответствующий закон, а вскоре началась продажа и сдача в аренду «образцовых предприятий» частным компаниям. Среди получателей оказались Mitsui, Mitsubishi, Kawasaki и другие ныне здравствующие корпорации.

В 1884 году к Mitsubishi перешла самая большая судостроительная верфь в Нагасаки (в том же году с нее сошел первый в Японии стальной пароход), серебряные рудники Икуно и угольные шахты на острове Хоккайдо. Протекционистская политика государства помогла торгово-финансовым семейным компаниям превратиться в крупные промышленные концерны – дзайбацу. Mitsubishi вскоре стала одной из самых крупных корпораций, в сферу интересов которой входили очень многие отрасли – от нефтепереработки до легкой промышленности.

После смерти Ятаро в 1885 году руководство компанией перешло к его брату Яносуки, который в 1890 году за $1 млн купил у государства 35 га заброшенной земли неподалеку от императорского дворца. Тогда это приобретение у многих вызывало усмешку. Сегодня этот пустырь превратился в самый престижный деловой район Токио – Маруноучи, а стоимость купленной Яносуки земли сейчас составляет миллиарды долларов.

В 1893 году пост президента компании перешел к сыну Ятаро – Хисайя. К этому времени в состав компании входили подразделения, занимавшиеся строительством судов, нефтедобычей, металлургией, производством двигателей внутреннего сгорания. Выпускник Пенсильванского университета Хисайя решил освоить новые рынки и открыл банковское подразделение, департаменты по торговле недвижимостью и страхованию, а также пивоваренный завод. Хисайя реформировал и управление компанией, объединив все подразделения в единый холдинг Mitsubishi Ltd.

В конце XIX века в Японии господствовала агрессивная идея «подведения мира под крышу Японии». Следуя этой доктрине, Япония в 1894 году начала войны со своими соседями – Кореей и Китаем, а в 1904 году – с Россией. Цель этих войн состояла в захвате новых территорий и их колонизации.

Строительство армии и флота было главной задачей японской администрации, и самурайские холдинги, в том числе и Mitsubishi, приняли самое деятельное участие в этом строительстве.

В первой мировой войне Япония участвовала на стороне Антанты. Воспользовавшись тем, что европейские страны и США были заняты войной в Европе, Япония «под шумок» расширила колониальные владения в Китае и Корее и продолжила наращивать свой военный потенциал.

Концерн Mitsubishi действовал вполне в духе времени – компания занялась авиацией и автомобилестроением. В начале ХХ века автомобилестроение в Японии считалась не слишком привлекательной для инвестиций отраслью: местные компании пробовали собирать автомобили вручную, но они получались слишком дорогими и не находили покупателей. В 1917 году Mitsubishi выпустила первый автомобиль конвейерной сборки – «Модель А» (которая очень походила на автомобиль Форда), однако через четыре года прекратила выпуск «легковушек» по причине низкого спроса. Зато тяжелые грузовики, которые компания начала выпускать в 1923 году, были сразу же востребованы японской армией.

В 1921 году Mitsubishi произвела первый истребитель морского базирования «Тип 10». А через несколько лет самолеты разных классов, выпущенные Mitsubishi, составили основу японской военной авиации.

В 1930-е Mitsubishi стала вторым по величине дзайбацу после Mitsui. Третье и четвертое место заняли Yasuda и Sumitomo.

В 1934 году в результате слияния авиастроительной и кораблестроительной ветвей появилась группа Mitsubishi Heavy Industry. Это подразделение стало главным подрядчиком японских вооруженных сил. Mitsubishi выпускала боевые корабли и самолеты, в том числе знаменитый «Зеро» – основной ударный самолет Японии во время второй мировой войны.

После начала японской агрессии в Юго-Восточной Азии дзайбацу получили бесконтрольный доступ к ресурсам оккупированных стран. В годы второй мировой войны в холдинг Mitsubishi входило около 200 компаний.

Однако господство японцев на просторах Юго-Восточной Азии и Тихого океана длилось недолго. Началом конца стало нападение Японии на американскую базу Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года. Два года длилось противостояние двух держав, но в 1943 году успех начал сопутствовать американцам. Япония стала сдавать свои позиции в Азии. В августе 1945 года СССР объявил войну Японии, а жестокие американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки довершили разгром Японии.

На исходе войны, в 1945 году, глава холдинга Mitsubishi Коята Ивасаки (сын Яносуки Ивасаки, возглавил холдинг в 1916 году) выступил с миролюбивыми заявлениями. «Многие американцы и британцы – наши деловые партнеры. У нас были общие проекты. Если наступит мир, мы должны стать добрыми друзьями», – заявил один из создателей военной машины Японии. Предчувствуя ужасный исход, Ивасаки в том же году продал около половины акций холдинга частным инвесторам, семья Ивасаки навсегда утратила абсолютный контроль над Mitsubishi.

После поражения в войне Японию оккупировали войска США. Победители в принудительном порядке начали дробить дзайбацу, составлявшие основу военно-промышленной мощи Японии. Крупные концерны разбили на десятки мелких компаний, головные компании распустили, а принадлежавшие им акции и другие ценные бумаги продали служащим компаний. В 1947 году под давлением оккупационных властей в Японии были приняты закон о запрещении монополий и обеспечении справедливых сделок и закон о запрещении концентрации чрезмерной экономической мощи. Эти законы не позволяли воссоздавать головные компании раздробленных холдингов и запрещали компаниям владеть более чем 25% акций других компаний. Так американцы надеялись воспрепятствовать возрождению крупных концернов.

Не избежала печальной участи и Mitsubishi. В 1946 году холдинг был разбит на 44 независимые компании. Только 20 из них сохранили в своем названии имя Mitsubishi. Самые крупные из них – Tokyo-Mitsubishi Bank, Mitsubishi Motors, Mitsubishi Electric и торговый дом Mitsubishi Corporation (все они сегодня входят в список Fortune-500). Среди прочих осколков бывшей империи Mitsubishi – компании Nikon Cameras, Kirin Breweries и Asahi Glass.

Основательно потрепанная Mitsubishi училась жить в новых условиях. Так, компания Mitsubishi Motors в конце 1940-х начала выпускать мотороллеры и легкие трехколесные автомобили, а затем автобусы, грузовики и пикапы. В 50-е годы компания наладила экспорт в Европу легких и средних грузовиков. Таким образом, через 80 лет после своего создания компания действительно стала открытой для международного сотрудничества.

После окончания американской оккупации в 1952 году контроль над бывшими монополиями в Японии слегка ослаб. Некоторым компаниям, ранее входившим в холдинг Mitsubishi, удалось воссоединиться. Например, в 1964 году слились три компании, на которые была разбита Mitsubishi Heavy Industry.

Прочие осколки былой империи образовали своего рода содружество Mitsubishi Group. Эта структура гораздо менее централизованная, нежели довоенный холдинг. В группе нет головной компании (ее создание по-прежнему запрещено законом), но это не мешает президентам фирм, входящих в группу, согласовывать основные направления коммерческой деятельности. Неформальный совет президентов получил название Mitsubishi Kinyokai – «Пятничный клуб». Членами этого клуба являются руководители 28 компаний Mitsubishi Group, которые встречаются неформально за ланчем во вторую пятницу каждого месяца. «Пятничный клуб» не имеет юридической силы, официально он занимается лишь вопросами благотворительности и определением «общей философии» группы. На самом деле клуб периодически сглаживает острые углы – этим ему приходится заниматься, когда интересы компаний пересекаются на рынке. Впрочем, эта сторона деятельности клуба не особо афишируется.

Компании группы сохраняют некоторую «родственность», поскольку имеют общих акционеров: акции «большой» Mitsubishi после второй мировой войны были распределены между служащими и с тех пор вот уже почти полвека передаются от отца к сыну, не покидая пределы семей.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авто-концепты будущего:

После ланча

News image

Кофе был отменным, разговор — полезным. Но автомобиль, в котором моего собеседника терпеливо дожидались водитель и две симпатичные сотрудницы, оказа...

Четвертый бриллиант

News image

Тройка ведущих японских автопроизводителей — Toyota, Honda и Nissan — в свое время дружно «учредила» отдельные марки для своих люксовых моделей (Lex...

Немного о машине Mitsubishi FTO

News image

За последние лет десять автомобильный мир крайне видоизменился. В свет выходят автомобили, о которых еще совсем недавно мы читали лишь на страницах ...

Mitsubishi 3000 GT : летний автомобиль?

News image

«Mitsubishi 3000 GT» далеко не нова — эту модель уже сняли с производства. Поводом для нашей встречи с ней послужили гоночные тормоза «AP Racing», у...

Шофер для шафера

News image

Роскошный мини-вэн ищет работу на выходные: «Мицубиси Грандис» предоставлен редакции с пятницы по понедельник. Что бы такое выдумать? Хочется праздн...

Общественный транспорт

News image

Я никогда не любил автобусы. Они большие и очень «железные» — с точки зрения водителей «маломерных» транспортных средств, а также тесные и долгоожид...

Производства Mitsubishi

News image

Трансмиссия Super Select 4WD

С 2000 г. Mitsubishi Motors применяет на Pajero-III трансмиссию Super Select 4WD второго поколения. Она стала еще совершенней благодаря несимметр...

News image

Двигатель MIVEC

Технология MIVEC, именуемая производителем как инновационная электронная система синхронизации работы клапанов, разработана инженерами Mitsubishi Mo...

News image

Свежий воздух от Mitsubishi Heavy Industries

Промышленное оборудование Mitsubishi Heavy Industries, VRF-систем, SAF DX KIT, вентиляционных установок, компания Биоконд , АЯК Один из миров...