T-2

Mitsubishi - Самолетостроение

t-2

Боевой самурайский дух Страны восходящего солнца не позволял смириться с унизительными условиями капитуляции во второй мировой войне. Даже после принятия в 1947-м конституции, согласно которой в этой стране ╚... никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы╩, и практически полной ликвидации авиационной промышленности, правящие круги не оставляли надежду на скорое возрождение своей ╚оборонки╩. По окончании войны американцы следили за соблюдением всех условий капитуляции, в том числе и по вопросам авиапромышленности. Однако вскоре практически полярное изменение военно-политической ситуации в мире привело к сближению недавних противников. А тут разгорелась корейская война. Близость Японии к театру военных действий сыграла на руку тем, кто лелеял мечту о воскрешении авиапромышленности в былом величии.

Начали с ремонта и восстановления американских самолетов, принимавших участие в боях и базировавшихся на островах. Затем добились разрешения на лицензионное производство легких самолетов и вертолетов. Уже в 1952-м организовали Общество авиационных фирм, развернувшее в том же году сборку легкомоторных самолетов, а чуть позже начавшее собственные разработки. После налаживания выпуска легких машин осваиваются F-86F ╚Сейбр╩, F-104 ╚Старфайтер╩ и F-4 ╚Фантом╩. А коль скоро был ╚товар╩, то появился и ╚купец╩: с разрешения ╚дяди Сэма╩ Япония приступила к формированию, так называемых, ╚сил самообороны╩. Буквально с первых лет своей ╚новой╩ истории в число лидеров авиапрома вошел концерн ╚Мицубиси╩, имевший с 1920-го по 1945-й год мощный авиастроительный сектор. До конца войны концерн выпустил 18 тысяч самолетов и 52 тысячи авиадвигателей. Занималась фирма и реактивной тематикой, построив ╚под занавес╩ опытный перехватчик J8M с ЖРД (на основе немецкого Me-163). Так что возрождение японского самолетостроения не с нуля начиналось.

Используя опыт, накопленный в процессе лицензионного производства авиатехники, ╚Мицубиси╩ с 60-х годов начала собственные исследования. Этому способствовало и восстановление национальной авиационной науки. На базе авиационной лаборатории близ Токио в 1963-м организовали Национальный институт авиации и космонавтики. В короткий срок создана серьезная научно-экспериментальная база, позволявшая разрабатывать авиационную и ракетную технику самого широкого спектра. К середине 1960-х стало возможным создание собственного сверхзвукового самолета, способного заменить находившиеся в то время на вооружении ╚сил самообороны╩ дозвуковой учебно-тренировочный T-1 и истребитель F-86. Заказ на такой самолет фирма получила в августе 1967-го. И работа закипела.

После детальной проработки проекта в октябре 1968-го началось строительство полноразмерного металлического макета, представленного руководству ╚сил самообороны╩ 22 апреля 1969-го. Не прошло и года, как фирме выдали контракт на строительство пары опытных образцов двухместных учебно-тренировочных самолетов под обозначением XT-2(T-2). Определились и субподрядчики. ╚Братская╩ Мицубиси Электрик разрабатывала систему управления огнем, фирма Фуджи собирала крыло и часть фюзеляжа, а Исикавадзима Харима Хэви Индастриз выпускала по лицензии новейший двигатель ╚Адур╩ под ╚местным╩ обозначением TF-40-801A. Кстати, выбор двигателя неслучаен. Компоновочная схема XT-2 очень напоминает разработанный двумя годами раньше англо-французский ╚Ягуар╩. Естественно, что ╚ягуаровские╩ двигатели (а именно для этого самолета предназначался ╚Адур╩) как нельзя лучше подходили для японской ╚спарки╩.

Ровно через одиннадцать месяцев после получения контракта в апреле 1971-го первый опытный образец машины выкатили из ворот сборочного цеха авиазавода ╚Комаки╩ в г. Нагоя, и уже 11 июля он начал пробежки по полосе. А первый полет ХТ-2 состоялся 20 июля 1971-го. Самолет пилотировали испытатели фирмы Кенсиро Ендо и Мицуо Сато. Полет продолжался 38 минут. На высоте 6000 м достигли скорости 760 км/ч, а через четыре месяца в тридцатом полете преодолели звуковой барьер: на высоте 9100м ХТ-2 набрал скорость, соответствующую числу М=1,03. Испытания выявили существенные недостатки первого японского ╚сверхзвуковика╩. Не сразу удалось устранить срыв потока на стабилизаторе. При установке на торцах крыла УР ╚Сайдуиндер╩ на скоростях, соответствующих числу М=0,7, возникали флаттерные явления, вследствие чего пусковые устройства ракет пришлось выносить вперед на 353 мм. На малых скоростях полета и при боковом ветре самолет обладал недостаточной путевой устойчивостью, из-за этого в хвостовой части фюзеляжа установили два подфюзеляжных киля. Не всегда надежно работали и некоторые системы. Неоднократно отказывала антиблокировочная система главных колес, были проблемы и с катапультным креслом. Заводские испытания первого опытного образца завершились в ноябре 1971-го. Вся программа уложилась в 39 полетов, и уже 15 декабря машина перебазировалась на авиабазу Гифу в испытательное крыло ╚сил самообороны╩. А тем временем ╚поспел╩ и второй опытный образец, совершивший первый полет 2 декабря. После 3-месячных заводских испытаний 15 марта 1972-го он отправился на оценку военных.

Третья и четвертая опытные машины, заказанные фирме в декабре 1970-го, поднялись в воздух 28 апреля и 20 июля 1972-го. Программа их заводских испытаний уложилась в месячный срок, после чего и эти самолеты пополнили испытательное авиакрыло. Серийное производство учебно-боевого Т-2 планировалось начать после получения в марте 1973-го заказа на первую партию из 20 машин в варианте самолета для повышенной летной подготовки. Однако из-за затянувшейся доводки машин, а также войсковых и прочностных ресурсных испытаний первый серийный Т-2 появился только в марте 1975-го. По сравнению с прототипами, серийный образец имел усиленное крыло и шасси, способные воспринимать увеличенную до 13 500 кг максимальную взлетную массу.

Описание самолета. Самолет Т-2 представляет собой двухместный, двухдвигательный высокоплан с крылом переменной стреловидности по передней кромке (68╟ в корневых и 42╟ в остальных частях), отрицательным углом поперечного V, равным 9╟, и геометрическим уступом передней кромки. Самолет предназначен для полетов с большими скоростями, поэтому для поперечного управления используются только двухсекционные интерцепторы. Отказ от элеронов позволил разместить закрылки почти по всему размаху. Благодаря этому комбинация интерцепторов, предкрылков и закрылков (предкрылки и закрылки выдвигаются одновременно, что существенно увеличивает подъемную силу крыла) обеспечивает самолету хорошие взлетно-посадочные характеристики. Фюзеляж выполнен в соответствии с правилом площадей, а его нижняя поверхность отвечает требованиям, предъявляемым к так называемым несущим фюзеляжам. Двухместная кабина экипажа (с местами ╚тандем╩) имеет секционированный, отдельный для каждого члена экипажа фонарь, открываемый вверх-назад. Для обеспечения монтажа и демонтажа двигателей задняя часть фюзеляжа выполнена разъемной. В его нижней части расположены два подфюзеляжных киля, способствующие увеличению путевой устойчивости самолета. На нижней поверхности центральной части фюзеляжа имеются два тормозных щитка. Управляемый стабилизатор установлен с отрицательным углом поперечного V, равным 15╟. Классическое вертикальное оперение большой площади снабжено рулем направления. Трехстоечное шасси крепится к фюзеляжу и оснащено одинарными колесами с такими же пневматиками, как и у самолета F-104J (с давлением 1,22 МПа на главных стойках). Главные стойки после поворота на 90╟ убираются вперед, в фюзеляж, а передняя стойка≈ назад.

Двигательная установка. Силовая установка самолета состоит из двух турбовентиляторных двигателей R.B. 172Д.260-50 ╚Адур╩ фирм ╚Роллс-Ройс╩ и ╚Тюрбомека╩ статической тягой 20,95 кН без форсирования и 31,77 кН (3240 кГ) с форсированием каждый, выпускаемых по лицензии фирмой ╚Исикавадзима╩. Топливо находится в семи баках (общей емкостью 3823 л), размещенных в фюзеляже, между воздушными каналами двигателей. Под фюзеляжем имеется замок, на который может подвешиваться дополнительный топливный бак емкостью 900 л.

Вооружение. Вооружение самолета состоит из скорострельной пушки ╚Вулкан╩ М61А-1 калибра 20 мм, установленной в левой нижней части фюзеляжа (перед воздухозаборником), и ракет с ИК-системой самонаведения, подвешиваемых на концах крыла. На самолете имеются пять узлов внешних подвесок, на которых он (в модификации штурмовика) может нести 8-12 бомб (массой 225 кг каждая), 2-4 ракеты и контейнеры НУРС.





ЛТХ:

Модификация

Т-2

Размах крыла, м

7.88

Длина самолета,м

17.86

Высота самолета,м

4.39

Площадь крыла,м2

21.18

Масса, кг

пустого самолета

6197

нормальная взлетная

9675

максимальная взлетная

12800

Топливо, л

внутренние топливо

3823

ПТБ

3 х 821

Тип двигателя

2 ТРД TF40-IHI-801A

Тяга, кН

нефорсированная

2 х 22.75

форсированная

2 х 32.49

Максимальная скорость, км/ч

1700

Практическая дальность, км

2500

Боевой радиус действия, км

277

Максимальная скороподъемность, м/мин

10670

Практический потолок, м

15240

Экипаж, чел

2

Вооружение:

одна 20-мм шестиствольная пушка JM61А1 с 750 патронами
Боевая нагрузка - 2000 кг на 7 узлах подвески
4 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder или ААМ-1, или
2 ПКР ASM-1 (Type 80) или
4 ПУ 7х70-мм или 19х70-мм или 4х127-мм НУР, или
8 340-кг бомб или 12 227-кг или 113-кг бомб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авто-концепты будущего:

Mitsubishi 3000 GT : летний автомобиль?

News image

«Mitsubishi 3000 GT» далеко не нова — эту модель уже сняли с производства. Поводом для нашей встречи с ней послужили гоночные тормоза «AP Racing», у...

Mitsubishi Grandis: экспресс Москва-Питер

News image

Мы долго подбирали транспорт для нашего путешествия. И взвесив все «за» и «против», сошлись на мнении, что Mitsubishi Grandis отлично подойдёт для п...

Турист 3000

News image

Этот аVтомобиль с некоторой долей условности можно назвать долгожителем российского авторынка. Точнее, не его, а однотипный и почти такой же Dodge S...

DAMD прокачал Mitsubishi i

News image

Тюнингующая компания DAMD, которая недавно демонстрировала свою склонность к автомобилям Nissan, обратила свое внимание на возможно самый яркий япон...

Чудеса селекции

News image

По стопам Мичурина Наверное, услышав, что им предстоит сделать, японские инженеры поначалу были озадачены. “Автомобиль не должен быть угловатым ...

НАРУШАЯ ТРАДИЦИИ

News image

Жесткая конкуренция все чаще заставляет автомобильные концерны искать нетрадиционные решения, позволяющие привлекать сразу несколько категорий покуп...

Производства Mitsubishi

News image

Широкоэкранный светодиодный дисплей для внутренних помещений

Благодаря сверхъярким светодиодам и черной матрице, а также уникальному светоотражающему слою, Resolia прекрасно отображает картинку даже в хорошо о...

News image

Mitsubishi Heavy Industries. Новое слово в науке и технике!

Самым доступным способом создания в квартире достойного климата является, пожалуй, выбор бытовой сплит - системы - ее чаще называют настенным кондиц...

News image

Кондиционеры Mitsubishi. Купить или не купить

Инверторные кондиционеры Mitsubishi Electric GA Standart Кондиционеры Mitsubishi Electric GA Standart Inverter практически ни чем не уступают бол...